Добро пожаловать в АНО "Душа народа"

В ожидании туристов

Проблемы туристической отрасли в ДФО, одной из самых пострадавших в стране, обсуждали на заседании хабаровского делового клуба. Насколько быстро вернут свои позиции после пандемии туриндустрия и сфера гостиничного бизнеса, как изменятся привычки и предпочтения путешественников? К разговору присоединились предприниматели из Москвы, Якутии, Камчатки, Сахалина, Амурской области, ЕАО, Приморья и Хабаровского края.


Хабаровский оптимизм
Оптимистично высказалась учредитель АНО «Федерация развития индустрии гостеприимства и туризма «Душа народа» Татьяна Аршинова, призывая предпринимателей не ныть, а объединяться и думать, как развивать свой бизнес дальше.
— В нашей некоммерческой организации уже 50 участников, представляющих сферу туризма, культуры и даже ЖКХ, — подчеркнула Татьяна. – Реализуем сейчас два проекта: конкурсы экскурсоводов «Мы — дальневосточники» и фестиваль «Кухня без границ». Нам никто ничего не должен! Мы сами должны окружить себя сильными и оптимистичными людьми и создавать деловую репутацию путем всевозможных акций в онлайне.
— Так, с самых первых дней самоизоляции, в апреле мы провели акцию «Расскажите о своем шеф-поваре» и уже наградили победителя. Сейчас проводим еще две акции – челлендж «Мы знаем вас» и прямые эфиры из ресторанов. Еще планируем акцию «Душа народа», но только уже для членов нашей НКО, где будем пиарить друг друга, «прокачивать» свой бренд, — рассказала Аршинова.
Приморский «крутяк»
Оптимистичной была ее коллега из Владивостока — замдиректора АНО «Туристско-информационный центр Приморского края» Мария Коптева.
— Бизнесом мы не занимаемся, но сейчас очень востребованы вебинары, которые заказывают бизнесмены для своих сотрудников. Как оказалось, ни у кого не было подушки безопасности на такой случай. Разве что у сувенирных магазинов, но и у них все заканчивается, и они собираются закрываться. Что касается приморских гостиниц, то они занимаются ребредингом, многие закрыты на ремонт. И сотрудники чему-нибудь да учатся. Тому, чем никогда не занимались – вирусному маркетингу. Например, одна фирма, сдающая в аренду «Мерседесы», брендировала их под такси. Почему бы и нет? Такси с Wi-Fi – это же круто! И вышли «в ноль». Хотя бы так, без убытков.
У многих есть катера и яхты – их сдают людям, которые желают уединиться в период изоляции. Турбизнес – это почти всегда семейный бизнес. И мы будем сейчас заниматься внутренним туризмом. Гостиницы быстро встанут на ноги. Надо только креативить, быть интересными. Рынок достаточно емкий, правительство поддерживает. Есть центр поддержки предпринимателей, где можно пройти квалификацию гостиниц за счет государства. На рекламную кампанию ИП выделяются до 70 тысяч рублей в год. В общем, только работай!
Сахалинский скептицизм
— Не соглашусь с Татьяной Аршиновой, которая сказала, что нам никто ничего не должен, — возразил владелец ресторана кавказской кухни из Южно-Сахалинска Станислав Кузнецов. – Тогда мы не должны платить налоги, если государство самоустранится от поддержки и не видит никаких обязательств перед нами! Но нам, кстати, эти трудности даже помогли, как ни странно. Мы еще до коронавируса были готовы перейти на работу по этой схеме: запустили при ресторане кулинарную лавку, которая пользуется большим успехом в нашем районе, и второе – мы давно уже на доставке и стали лучшими в городе. Но объединяться надо, в этом вы правы. Через ассоциации рестораторов выходить на централизованную доставку.
А к продвижению личного бренда отношусь скептически. Пока рановато. Вдруг после карантина нам будет нужен не «шашлычок под коньячок», а гречневая каша? Люди экономят сейчас. Не каждый в будущем сможет себе позволить деликатесы, скажем прямо. И открою вам небольшой секрет: мы совместили доставку с кулинарной лавкой, доставляем полуфабрикаты. Почему бы и нет? Коллеги сейчас должны подставить друг другу плечо. Известно, что когда кому-то очень плохо, другому в это время хорошо. И они после пандемии выйдут в первые ряды. Так что кооперация бизнеса – это весьма актуально сейчас…
Биробиджанская грусть
У председателя Ассоциации рестораторов, отельеров и туроператоров ЕАО Олеси Железняковой получилось как-то уж совсем грустно.
— У нас все, как у всех. Может, даже хуже. Туротрасль у нас и так не очень-то была раскрыта, а изоляция вообще подкосила туроператоров, которые, в основном, ориентируются на китайский рынок. Следом пострадали отельеры и рестораторы. Правда, мы до коронавируса успели учредить туристический информцентр ЕАО, но «раскрутить» его не успели. Но это единственный, пожалуй, шанс показать себя на внутреннем рынке. Деваться некуда, надо работать. Сейчас открываем доставку пищевых продуктов.
Фермерское Приамурье
Директор по развитию фермерской компании в Амурской области Наталья Легенкина также настроена очень оптимистично. «Чума чумой», а кушать людям хочется всегда.
— Интересно, что за эти два месяца изоляции спрос на рыбу упал, — недоумевает Наталья. – Хорошо идет дорогое фермерское молочко, мясо, овощи. В общем, продукты для здорового образа жизни. Мы открылись чуть меньше года назад и не успели «раскрутить» интернет-магазин. Кто успел, сейчас снимает «пенки». У нас увеличился трафик в Инстаграм. Планируем снимать даже небольшие телепередачи про нашу ярмарку и выставлять.
— Как выделиться среди конкурентов? Вы знаете, помимо качественных и вкусных продуктов у нас идет активная работа над сервисом. Время меняться, так мы учимся по новым направлениям и с эстетической точки зрения, — советует она. — Понятно, что наша площадка фермерская, частые покупатели – китайцы. И красоту никто не отменял. Все должно быть комфортно, красиво, для людей.
Вкус Камчатки
Гендиректор камчатской турфирмы Оксана Шкунова – начинающий предприниматель. Сейчас сидит дома и сама удивляется: откуда у нее клиенты?
— У нас, действительно, дорогой туризм, — говорит Оксана. – Но я сама прошла эту отрасль «от и до» и два года назад открыла свое дело — гастрономический туризм. Дело это новое у нас на Камчатке. Но мне сейчас полегче, потому что нет своего офиса и штата. Как сидела дома, так и сижу, сама себе начальник. Поэтому создала себе подушку безопасности. Надеюсь, к нам поедут россияне, так как Камчатка – раскрученный бренд.
— Наш новый руководитель региона подписал постановление о поддержке туротрасли. Да нас и раньше поддерживали. Например, выплачивали компенсацию за льготников – инвалидов, детей. Им бесплатные путевки, а фирмам – компенсации. А теперь еще и снизили транспортный налог, выплачивают компенсацию за налоги на работников, по упрощенке сократили налог, ИП платят один процент вместо шести, поддерживают затраты на ЖКХ, для бассейнов с термальной водой и так далее, — нахваливает она. И тут же признается: — Мне, конечно, претендовать не на что. И с маркетингом все плохо. Но клиенты есть — на июль, август и сентябрь. Ждут, не отказываются от путевок. Молодцы! Сама удивляюсь, откуда они берутся. Из всего произошедшего я поняла, что надеяться нужно только на себя. А с маркетингом – сама всему научусь.
Сувенирный
Якутск
Председатель Ассоциации предпринимателей «Сделано в Якутии» Ольга Григорьева рассказала о настроениях в Якутске.
— Я основала бренд «Камелёк», занимаемся изготовлением сувенирных изделий из фарфора и росписью посуды. Почему бы нам с вами не скооперироваться? В нашей ассоциации рестораторов более сотни предпринимателей, но, к сожалению, половина из них сейчас закрылась, не смогли справиться с доставкой. Согласна, что ответственность надо брать на себя, но многие предприниматели у нас просят расширить списки по ОКВЭД. Мы написали письмо омбудсмену Титову. Ведь ремесленники тоже кормят свои семьи, детей. Нам и раньше было нелегко. Но сейчас мы работаем над маркетинг-плэйс, чтобы выйти на внешний рынок. У нас наполеоновские планы! Надо налаживать связи в сфере онлайн-продаж, активно рекламировать свою продукцию.
Что думают
в Москве
Руководитель конкурса «Мастера гостеприимства» президентской платформы «Россия — страна возможностей» Евгений Малыгин, как представитель эвент-индустрии, поведал, что индустрия «затормозилась где-то посредине».
— Поскольку сейчас массовые мероприятия не проводятся, надо изобретать новые коллаборации, что-то придумывать. Это новая реальность, в которой нам предстоит жить. К нам поедет турист, во-первых, экономящий на всем, и, во-вторых, из соседних регионов. У нас сейчас настоящий бум доставки Delivery, просто сумасшествие какое-то! Поэтому создавать свою службу доставки – сейчас это нереально, тем более, одному, отдельно взятому ресторану. Нужно объединяться. В ближайшее время турсезон вряд ли откроется. В Крыму – в лучшем случае, в июле, в Турции для россиян – не раньше августа.
Понятно, что там уже не будет шведских столов. Не будет выездного туризма, а будет развиваться только внутренний. Но в России страдает уровень сервиса, о чем мы давно и много говорили. Надо проводить вебинары, учиться, тем более что многие туристы могут обратиться на Дальний Восток. А вот тут и надо суметь заинтересовать людей своими «фишками» в онлайн. На опыте Китая доказано, что быстрее восстанавливается именно внутренний туризм. Но нам, повторюсь, надо работать и работать над уровнем сервиса. И, кстати, соглашусь, что гостеприимство – это, в первую очередь, состояние души. У дальневосточников открытая душа, и это ваше главное преимущество!

Мы здесь

© 2018 АНО «Душа народа». Разработчик BelichWebStudio.